В парфюмерных магазинах нередко можно услышать, как продавцы покупателям предлагают послушать аромат, а не понюхать его. Такое выражение может показаться странным, так как запахи улавливаются обонянием, носом, а не слухом и ушами. Рассмотрим, почему говорят слушать аромат, почему возникло такое выражение.
Почему говорят «слушать» аромат, а не «нюхать»
Это выражение образное, оно используется по аналогии с музыкальным произведением, с которым в этом случае сравнивают парфюм. Человеку свойственно ассоциативное восприятие, которое может подменять одно понятие другим, проводит параллели между запахом и вкусом или между запахом и звуком, как в этом примере.
Несмотря на то, что запах – это сочетание химических соединений и к звуку он не имеет никакого отношения, его принято ассоциировать с музыкой. Это результат синестетического восприятия, которое может отождествлять визуальные образы с вкусовыми и тактильными ощущениями.
Все началось с того, что английский химик и парфюмер Джордж Пиесс в 80-х годах 19 века разработал понятие о гармоничности или дисгармоничности сочетания ароматов и распределил ароматические вещества в звуковые ряды. Он сравнил летучесть ароматов и частоту колебаний звука. Он увидел закономерность в том, что менее летучие вещества действуют на рецепторы носа не ярко, но долго, как и низкие звуки на рецепторы уха. С высокочастотными звуками можно было провести ту же параллель.
После этого в парфюмерии принято говорить «слушать» или «слышать» запахи. Парфюмы создаются по принципу музыкального произведения, в них определяются ноты и аккорды.
Что такое ароматические аккорды
Сложность аромата духов определяется тремя аккордами или нотами: верхними, средними, нижними или базовыми. Вместе они составляют композицию, которая, как и музыкальное произведение, не статична, а постоянно изменяется и развивается во времени. Вот почему слово нюхать не используется в сфере парфюмерии, его заменяют словом «слушать».
Когда правильно говорить «нюхать», а не «слушать»
Но стоит также знать, что «слушать» можно только какой-то отдельный аромат. Духи же, как воплощение этого аромата, нужно все-таки нюхать. Поэтому неправильно говорить «послушайте эти духи», источник запаха: флакон духов, ароматическую жидкость, блоттер с примером аромата «нюхают», а не «слушают».
Особенности подбора слов можно запомнить по простой фразе: «понюхайте духи, слышите, как пахнет этот аромат?». Так определить, где употреблять слова, становится проще. Однако, стоит заметить, что выражение « слушать аромат» принято в профессиональной среде и там употребляется всеми представителями сферы деятельности – парфюмерами, продавцами в магазинах. В обычной речи не обязательно использовать его, гораздо привычнее и логичнее употреблять выражение «чувствовать запах», что ближе правилам русского языка. Поэтому как говорить, можно выбирать индивидуально, то и другое выражение правильно.
В парфюмерии отождествление запаха со звучанием музыки – обычная практика. Восприятие парфюмерной композиции приравнивается к прослушиванию. Объясняется это тем, что во многих языках, в том числе в русском, нет точных определений для передачи восприятия запахов. Второстепенную роль в изобретении ассоциативных выражений сыграла романтизация искусства составления парфюмерных композиций. Создатели ароматов не увидели ничего плохого в том, чтобы приукрасить таким образом свою работу, внести в нее элегантность и изысканность.